Главная / Травы / Китайское и Индийское траволечение: философия

Китайское и Индийское траволечение: философия

Ки­тай­ское тра­воле­чение и ин­дий­ская а­юр­ве­да ха­рак­те­ризу­ют­ся хо­лис­ти­чес­ким под­хо­дом к ле­чению, ос­но­выва­ют­ся на прин­ци­пах гу­моров, или эле­мен­тов, и нап­равле­ны на вос­ста­нов­ле­ние в ор­га­низ­ме внут­ренней гар­мо­нии и рав­но­весия.

Восточная философия траволечения
Восточная философия траволечения

Древ­няя тра­диция с ду­хов­ны­ми кор­ня­ми

Ки­тай­ское тра­воле­чение нас­чи­тыва­ет ты­сяче­лет­нюю ис­то­рию. Са­мый из­вес­тный ки­тай­ский трав­ник «Жел­тая Им­пе­ратор­ская кни­га ди­нас­тии Минь» (Huang Di Nei Jing) был сос­тавлен в 2280 г. до н. э. Этот бес­ценный труд, най­ден­ный в 1977 г., со­дер­жит ре­цеп­ты и со­веты по при­мене­нию ле­карс­твен­ных рас­те­ний. Ки­тай­ские уче­ные ак­ку­рат­но и под­робно опи­сыва­ли свои слож­ные ме­тоды ле­чения, и в на­ши дни тра­дици­он­ная ки­тай­ская ме­дици­на проц­ве­та­ет в Ки­тае, в ки­тай­ских об­щи­нах в Азии и все в боль­шей сте­пени в Ев­ро­пе.

Фи­лосо­фия тра­дици­он­ной ки­тай­ской ме­дици­ны ос­но­выва­ет­ся на ду­хов­ной прак­ти­ке да­осиз­ма – уче­ния, ут­вер­жда­юще­го, что че­ловек дол­жен стре­мить­ся жить в сог­ла­сии с за­кона­ми при­роды, и при­да­юще­го осо­бое зна­чение рав­но­весию и гар­мо­нии. Сог­ласно да­осиз­му, цель лю­бого ле­чения зак­лю­ча­ет­ся в вос­ста­нов­ле­нии внут­ренней гар­мо­нии.

Древ­няя тра­диция с ду­хов­ны­ми кор­ня­ми
Древ­няя тра­диция с ду­хов­ны­ми кор­ня­ми

Эта фи­лосо­фия, рас­смат­ри­ва­ющая сос­то­яние рав­но­весия ор­га­низ­ма как не­об­хо­димое ус­ло­вие ис­це­ления, свой­ствен­на не толь­ко тра­дици­он­ной ки­тай­ской ме­дици­не, она ле­жит в ос­но­ве и за­пад­но­го тра­воле­чения, и а­юр­ве­ды.

Од­на­ко в Ки­тае для дос­ти­жения этой це­ли ис­поль­зу­ют уни­каль­ные ме­тоди­ки, с тру­дом вос­при­нима­емые за­пад­ны­ми спе­ци­алис­та­ми, ко­торые, по­мимо тра­воле­чения, вклю­ча­ют аку­пун­кту­ру, мас­саж, ди­ето­тера­пию и тра­дици­он­ные ле­чеб­ные прак­ти­ки, нап­ри­мер ци­гун (qigong).

Жиз­ненная си­ла Ки­тай­цы ис­поль­зу­ют сло­во «ци» для обоз­на­чения жиз­ненной си­лы, про­низы­ва­ющей не толь­ко те­ло че­лове­ка, но и все жи­вое в ок­ру­жа­ющем его ми­ре. Ци – жиз­ненная энер­гия, иног­да обоз­на­ча­емая как «ды­хание» или «воз­дух». Эта энер­гия об­ла­да­ет мно­гими ха­рак­те­рис­ти­ками жид­костей.

Счи­та­ет­ся, что в те­ле че­лове­ка ци пе­ред­ви­га­ет­ся по 12 ка­налам, на­зыва­емым ме­риди­ана­ми. Хо­тя они не яв­ля­ют­ся фи­зичес­ки­ми ана­томи­чес­ки­ми струк­ту­рами, та­кими, как кро­венос­ные со­суды или нер­вы, спе­ци­алис­ты по тра­дици­он­ной ки­тай­ской ме­дици­не мо­гут уди­витель­но точ­но на­ходить их по­ложе­ние и вво­дить аку­пун­ктур­ные иг­лы в лю­бую из бо­лее чем 500 то­чек, вли­яющих на дви­жение жид­кости в те­ле.

Читайте также:
Спортивные травмы, вывихи и растяжения: лечение травами

Инь и ян

Дру­гой важ­ной кон­цепци­ей ки­тай­ской тра­дици­он­ной ме­дици­ны яв­ля­ет­ся кон­цепция инь и ян – двух про­тиво­полож­ных, но до­пол­ня­ющих друг дру­га на­чал, свой­ствен­ных всем ве­щам. Из­вес­тный сим­вол инь – ян пред­став­ля­ет со­бой круг, раз­де­лен­ный на бе­лую и чер­ную по­лови­ны кап­ле­вид­ной фор­мы, каж­дая из ко­торых со­дер­жит по не­боль­шо­му пят­ну дру­гого цве­та. Он по­казы­ва­ет, что про­тиво­полож­ности за­висят друг от дру­га и не мо­гут су­щес­тво­вать от­дель­но, тре­буя дру­гую для об­ра­зова­ния це­лого.

Инь и ян
Инь и ян

Инь пред­став­ле­на чер­ным сег­ментом сим­во­ла. Она оли­цет­во­ря­ет пас­сивное жен­ское на­чало, ночь, хо­лод, вла­гу. Ян изоб­ра­жен бе­лым цве­том, он свя­зан с ак­тивным муж­ским на­чалом и оли­цет­во­ря­ет свет, теп­ло, су­хость, день.

Гар­мо­ния ор­га­низ­ма нас­ту­па­ет, ког­да инь и ян урав­но­веши­ва­ют друг дру­га, а пре­об­ла­дание од­но­го из ка­честв (и со­от­ветс­твен­но не­дос­та­ток дру­гого) вы­зыва­ет на­руше­ние рав­но­весия и, как следс­твие это­го, за­боле­вания. Тра­вы и пи­ща клас­си­фици­ру­ют­ся в со­от­ветс­твии с на­личи­ем в них инь или ян, и дей­ствие, ко­торое они ока­зыва­ют на ор­га­низм, и их ка­чес­тва иг­ра­ют сущес­твен­ную роль в вос­ста­нов­ле­нии внут­ренней гар­мо­нии и здо­ровья.

Пять эле­мен­тов как и не­кото­рые дру­гие древ­ние ме­дицин­ские шко­лы, тра­дици­он­ная ки­тай­ская ме­дици­на ос­но­выва­ет­ся на те­ории эле­мен­тов, или гу­моров. Каж­дый из ее пя­ти эле­мен­тов, или «фаз», имея цик­ли­чес­кую при­роду, об­ла­да­ет раз­личны­ми ка­чес­тва­ми, уп­равля­ет раз­ны­ми фун­кци­ями ор­га­низ­ма и под­вержен вли­янию раз­личных ме­дицин­ских пре­пара­тов и ви­дов пи­щи. Вкус каж­до­го ле­карс­твен­но­го средс­тва поз­во­ля­ет су­дить о том, на ка­кой эле­мент или ка­кие эле­мен­ты оно дей­ству­ет. Кро­ме то­го, каж­дый из эле­мен­тов – огонь, зем­ля, ме­талл, во­да и де­рево – раз­личны­ми пу­тями вза­имо­дей­ству­ет с дру­гими и вли­яет на них.

А­юр­ве­да

Ви­зит к спе­ци­алис­ту по ки­тай­ской ме­дици­не Та­кой спе­ци­алист ста­вит ди­аг­ноз по ви­ду язы­ка и ли­ца, по пуль­су, а так­же на ос­но­вании опи­сания сим­пто­мов. Это поз­во­ля­ет ему оп­ре­делить, име­ет­ся ли на­руше­ние рав­но­весия пя­ти эле­мен­тов, инь и ян или дви­жения ци. Ис­поль­зу­емые при этом тер­ми­ны зву­чат неп­ри­выч­но для уха ев­ро­пей­ца, ко­торый дол­жен быть го­тов к то­му, что, об­ра­тив­шись с жа­лоба­ми на пос­то­ян­ные го­лов­ные бо­ли, он по­лучит ди­аг­ноз не­дос­та­точ­ности цир­ку­ляции ци в се­лезен­ке.

Читайте также:
Язвы голени: воспаление, лечение, профилактика в домашних условиях

В за­виси­мос­ти от ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей па­ци­ен­ту бу­дет наз­на­чен при­ем рас­ти­тель­ных пре­пара­тов, а воз­можно, и курс аку­пун­кту­ры. В сос­тав ки­тай­ских сна­добий за­час­тую вхо­дит мно­жес­тво рас­те­ний, из ко­торых в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го (до ча­са) ки­пяче­ния по­луча­ют тра­дици­он­ный от­вар, со­дер­жа­щий в кон­цен­три­рован­ном ви­де вкус и дей­ствие всех ин­гре­ди­ен­тов. Ле­карс­тва, рас­счи­тан­ные на пол­ный курс ле­чения, вы­да­ют­ся в бу­маж­ных па­кети­ках, каж­дый из ко­торых со­дер­жит од­ну днев­ную до­зу.

А­юр­ве­да
А­юр­ве­да

А­юр­ве­да, тра­дици­он­ная ин­дий­ская сис­те­ма ле­чения, пред­став­ля­ет со­бой древ­нюю хо­лис­ти­чес­кую прак­ти­ку, во мно­гом сход­ную с тра­дици­он­ной ки­тай­ской ме­дици­ной. Как и в ки­тай­ских прак­ти­ках, цель а­юр­ве­ды — ус­та­нов­ле­ние рав­но­весия в ор­га­низ­ме. Это дос­ти­га­ет­ся из­ме­нени­ем ди­еты, наз­на­чени­ем рас­ти­тель­ных пре­пара­тов, а так­ же ме­дита­ци­ей и й­огой. «А­юр­ве­да» на санс­кри­те бук­валь­но оз­на­ча­ет «на­ука жиз­ни», и это от­ра­жа­ет пред­став­ле­ние о том, что че­ловек сам от­ве­ча­ет за свое здо­ровье, а врач мо­жет лишь по­мочь ему в этом.

Сог­ласно а­юр­ве­де в ос­но­ве все­го су­щего ле­жат пять сти­хий (эле­мен­тов): воз­дух, огонь, во­да, зем­ля и эфир. Их со­чета­ния об­ра­зу­ют фун­да­мен­таль­ные жиз­ненные си­лы — до­ши. У каж­до­го из нас име­ют­ся все эти эле­мен­ты в раз­ных про­пор­ци­ях. Кон­сти­туция че­лове­ка от­части оп­ре­деля­ет до­лю каж­до­го из этих эле­мен­тов, но на них так­же вли­яют ди­ета, кли­мат и дру­гие фак­то­ры, свя­зан­ные с об­ра­зом жиз­ни. До­ши оп­ре­деля­ют тип лич­ности, ха­рак­тер бо­лез­ней, к ко­торым пред­распо­ложен че­ловек, и на­ибо­лее под­хо­дящий для не­го ком­плекс уп­ражне­ний.

Как и в тра­дици­он­ной ки­тай­ской ме­дици­не, на каж­дую из дош мо­жет вли­ять вкус ле­карс­тва и пи­щи.

  • Ва­та (эфир и воз­дух) уп­равля­ет дви­жени­ем те­ла и ра­зума, кро­во­об­ра­щени­ем, фун­кци­ями нер­вной сис­те­мы, ра­ботой мышц и кос­тей. Она свя­зана с су­хостью, хо­лодом и вет­ром. Ес­ли уро­вень ва­ты ни­зок, ее мож­но сти­мули­ровать горь­ким, вя­жущим и ос­трым вку­сом, в то вре­мя как кис­лый, слад­кий и со­леный вкус по­мога­ют ей ус­та­новить рав­но­весие.
  • Пит­та (огонь и во­да) уп­равля­ет си­лой прев­ра­щения, нап­ри­мер пре­об­ра­зова­ния пи­щи в энер­гию, и об­ла­да­ет влаж­ны­ми, го­рячи­ми свой­ства­ми. Она ас­со­ци­иру­ет­ся с кон­цен­тра­ци­ей и сти­мули­ру­ет­ся со­леным, кис­лым, ос­трым вку­сом; слад­кий, горь­кий и вя­жущий вкус умень­ша­ют из­бы­ток пит­ты.
  • Кап­ха (во­да) — свя­зу­ющее на­чало, при­да­ет струк­ту­ру те­лу и от­ве­ча­ет за сма­зыва­ние, нап­ри­мер сус­та­вов, яв­ля­ет­ся ис­точни­ком пи­татель­ных ве­ществ для ар­те­ри­аль­ной сис­те­мы. Ее ка­чес­тва — зем­ля­ные, во­дянис­тые и хо­лод­ные. Кап­ха сти­мули­ру­ет­ся слад­ким, со­леным и кис­лым и по­дав­ля­ет­ся ос­трым, горь­ким и вя­жущим вку­сом.

Изу­чение рас­ти­тель­ных хи­мичес­ких со­еди­нений

Воп­ре­ки до­воль­но рас­простра­нен­но­му мне­нию о том, что тра­воле­чение – это вче­раш­ний день и его ус­пе­хи яв­ля­ют­ся спор­ны­ми, сов­ре­мен­ная фи­тоте­рапия все бо­лее под­твержда­ет­ся на­уч­ны­ми дан­ны­ми и ака­деми­чес­ки­ми ис­сле­дова­ни­ями, в ре­зуль­та­те че­го до­верие к ней рас­тет.

Читайте также:
Как бороться с напряжением и стрессом при помощи целебных трав?

Сов­ре­мен­ные вра­чи-фи­тоте­рапев­ты в обя­затель­ном по­ряд­ке изу­ча­ют бо­тани­ку, хи­мию, би­охи­мию, фар­ма­коло­гию, ток­си­коло­гию и ме­дици­ну.

Поделиться ссылкой:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
[block id="7"] [block id="9"]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *