Главная / Травы / Традиционное лечение травами: рекомендации

Традиционное лечение травами: рекомендации

Пер­во­быт­ные лю­ди жи­ли сре­ди рас­те­ний, ис­поль­зо­вали их в пи­щу и, ве­ро­ят­нее все­го, ле­чились ими, так что ис­то­рия тра­воле­чения вос­хо­дит к са­мым ис­то­кам че­лове­чес­тва.

Традиции траволечения
Традиции траволечения

Древ­ние егип­тя­не бы­ли хо­рошо зна­комы с ле­карс­твен­ны­ми рас­те­ни­ями. Мно­гие тра­вы, су­шеные пря­нос­ти и аро­мати­чес­кие мас­ла по­пада­ли в Еги­пет из Ме­сопо­тамии. Са­мым круп­ным еги­пет­ским вра­чом был вер­ховный са­нов­ник фа­ра­она Джо­сера Им­хо­теп, жив­ший при­мер­но 2600 лет до н. э. Им­хо­тепа счи­та­ют ос­но­вате­лем еги­пет­ской ме­дици­ны.

Древ­няя Гре­ция раз­ви­вала ме­дици­ну, опи­ра­ясь в пер­вую оче­редь на нас­ле­дие Ближ­не­го Вос­то­ка и Егип­та. Круп­ней­шие древ­негре­чес­кие вра­чи соз­да­ли нес­коль­ко зна­мени­тых ме­дицин­ских школ. По не­кото­рым дан­ным, Ас­кле­пий, «ве­ликий и бес­по­роч­ный врач» Древ­ней Гре­ции, был ре­аль­ной ис­то­ричес­кой лич­ностью; он тво­рил нас­то­ящие чу­деса, за что впос­ледс­твии был при­чис­лен к бо­гам. В гре­чес­кой ми­фоло­гии Ас­кле­пий – бог вра­чева­ния, его об­ви­тый зме­ей жезл и по сей день ос­та­ет­ся сим­во­лом ме­дици­ны.

Лечебные травы
Лечебные травы

Ве­личай­ший врач, отец ме­дици­ны Гип­пократ ро­дил­ся в 460 г. до н. э. на о. Кос.

Он ос­но­вал Кос­скую ме­дицин­скую шко­лу, пос­ле­дова­тели ко­торой ру­ководс­тво­вались прин­ци­пом «не нав­ре­ди» и по­лага­ли, что ле­чить на­до не бо­лезнь, а боль­но­го, то есть ле­чение и все наз­на­чения вра­ча дол­жны вы­текать из изу­чения сос­то­яния и ис­то­рии бо­лез­ни кон­крет­но­го па­ци­ен­та. По­это­му Гип­покра­та счи­та­ют ро­дона­чаль­ни­ком кли­ничес­кой ме­дици­ны. Свою вра­чеб­ную прак­ти­ку он ос­но­вывал на стро­гом на­уч­ном под­хо­де и глу­боких зна­ни­ях пси­холо­гии и фи­зи­оло­гии че­лове­ка.

Гип­пократ знал свы­ше двух­сот це­леб­ных трав и ле­чил ими па­ци­ен­тов, но пись­мен­ных тру­дов по бо­тани­ке не ос­та­вил. Пер­вые два трав­ни­ка, в ко­торых бы­ли соб­ра­ны все поз­на­ния древ­них гре­ков о ле­карс­твен­ных рас­те­ни­ях, по­яви­лись в 300 г. до н. э. Их сос­та­вил уче­ник Арис­то­теля Те­оф­раст из Эре­за, ро­див­ший­ся око­ло 379 г. до н. э на о. Лес­бос. До нас дош­ли его объ­ем­ные тру­ды по бо­тани­ке «Ис­то­рия рас­те­ний» (Historia plantarum) и «При­чины рас­те­ний» (De Causis Plantarum).

Читайте также:
Траволечение в будущем: открытие, изучение, оценка

Алек­сан­дрий­ская шко­ла

Са­мая вли­ятель­ная ме­дицин­ская шко­ла бы­ла ос­но­вана в Алек­сан­дрии в IV- 111 вв. до н. э. Она прос­ла­вилась де­ятель­ностью двух вы­да­ющих­ся гре­чес­ких вра­чей – Геро­фила и Эра­зис­тра­та. В их тру­дах со­дер­жа­лось мно­жес­тво за­имс­тво­ваний из еги­пет­ской ме­дици­ны. Та­кое со­чета­ние раз­ных ме­дицин­ских тра­диций обус­ло­вило бур­ное раз­ви­тие тра­воле­чения.

На­коп­ленные Алек­сан­дрий­ской шко­лой зна­ния из­ло­жены в тру­де гре­чес­ко­го вра­ча Ди­ос­ко­рида «О ле­карс­твен­ных ве­щес­твах» (De materia medica), на­писан­ном в I в. н. э. Он вклю­чал под­робные опи­сания 1000 ме­дицин­ских пре­пара­тов и 600 ле­карс­твен­ных рас­те­ний и ос­та­вал­ся ос­новным ис­точни­ком на­уч­ных зна­ний по бо­тани­ке и фар­ма­коло­гии на про­тяже­нии 1500 лет.

Мо­нас­тыр­ские са­ды

В Сред­ние ве­ка зна­ния о ле­карс­твен­ных рас­те­ни­ях на­кап­ли­вались и сох­ра­нялись в мо­нас­ты­рях, ку­да об­ра­щались за вра­чеб­ной по­мощью слу­жите­ли цер­кви, жи­тели ок­рес­тных по­селе­ний, пут­ни­ки и пи­лиг­ри­мы.

Мо­нас­тыр­ские са­ды обыч­но зак­ла­дыва­лись в фор­ме крес­та, об­ра­зу­емо­го до­рож­ка­ми. По этой схе­ме бы­ло соз­да­но мно­жес­тво спе­ци­али­зиро­ван­ных са­дов: ап­те­кар­ские ого­роды, ого­роды, где каж­дая гряд­ка от­во­дилась под оп­ре­делен­ные ово­щи или тра­вы, цвет­ни­ки, пос­тавляв­шие цве­ты цер­кви, фрук­то­вые са­ды, где мо­нахи и мо­нахи­ни мог­ли поз­во­лить се­бе нес­коль­ко ми­нут от­ды­ха.

Традиционное лечение отваром растений
Традиционное лечение отваром растений

Сох­ра­нив­ший­ся план мо­нас­ты­ря св. Гал­ла в Швей­ца­рии, да­тиро­ван­ный 820 г. н. э., изоб­ра­жал имен­но та­кой сад и пре­дус­матри­вал по­сад­ки в со­от­ветс­твии с пе­реч­нем рас­те­ний, сос­тавлен­ным ос­но­вате­лем ди­нас­тии Ка­ролин­гов Кар­лом Ве­ликим.

Клас­си­чес­кие трав­ни­ки Трав­ник Глас­тонбе­ри (Glastonbury Herbal), от­но­сящий­ся к X в., опи­сыва­ет ле­карс­твен­ные рас­те­ния, а соз­данная в том же ве­ке кни­га «Сак­сон­ские Лич­до-мы» (Saxon Leechdoms) рас­ска­зыва­ет об ис­поль­зо­вании рас­те­ний в ме­дици­не и ве­тери­нарии. К это­му же пе­ри­оду от­но­сит­ся и под­робный трав­ник, сос­тавлен­ный пос­ле­дова­теля­ми ев­ро­пей­ской ме­дицин­ской шко­лы «У­эль­ские вра­чи из Мид­дфай».

Нор­манд­ские за­во­ева­тели, всту­пив в 1066 г. на зем­ли Ан­глии, впер­вые уви­дели раз­би­тые при зам­ках и усадь­бах изыс­канные са­ды, в ко­торых бла­го­уха­ли ду­шис­тые тра­вы и эк­зо­тичес­кие цве­ты.Там мож­но бы­ло встре­тить и зна­мени­тую «ап­те­кар­скую ро­зу» (фор­ма “Officinalis” ро­зы галь­ской, Rosa gallica), за­везен­ную в Ев­ро­пу во вре­мя Крес­то­вых по­ходов.

Читайте также:
Китайское и Индийское траволечение: философия

Пе­ри­од с 1450 по 1600 г. мож­но сме­ло наз­вать эпо­хой трав­ни­ков. Са­мым объ­ем­ным приз­нан трав­ник ан­глий­ско­го бо­тани­ка У­иль­яма Тер­не­ра (1568), ку­да вош­ли 238 рас­те­ний, про­из­растав­ших в Бри­тании. А са­мыми дос­то­вер­ны­ми и хо­рошо ил­люс­три­рован­ны­ми – трав­ник (Herball, 1597) ан­глий­ско­го вра­ча, ап­те­каря и са­дово­да Джо­на Дже­рар­да, соз­данный на ос­но­ве ра­бот фла­манд­ско­го вра­ча До­до­ен­са, и трав­ни­ки ан­глийско­го бо­тани­ка Джо­на Пар­кинсо­на (Paradisi in Sole Paradisus Terrestris, 1629, и Theatrum Botanicum, 1640).

Травяные отвары
Травяные отвары

В Юж­ной Аф­ри­ке 7 из 10 ту­зем­цев об­ра­ща­ют­ся к по­мощи на­род­ных це­лите­лей. Там со­бира­ют бо­лее 700 ви­дов мес­тных рас­те­ний, мно­гие из ко­торых вхо­дят в сос­тав ле­карс­твен­ных пре­пара­тов. Мож­но при­вес­ти два при­мера. Это су­тер­ландия кус­тарни­ковая (Sutherlandia frutes-cens), счи­та­юща­яся хо­рошим уни­вер­саль­ным то­низи­ру­ющим средс­твом для ВИЧ-ин­фи­циро­ван­ных и боль­ных СПИ­Дом, ко­торым не­об­хо­димо по­вышать ап­пе­тит, и ага­тос­ма бе­резо­вид­ная, или бу­ху (Agathosma betulina), при­меня­емая для ле­чения ин­фекций мо­чевы­водя­щих пу­тей.

Сов­ре­мен­ное тра­воле­чение

В на­ши дни ис­поль­зо­вание ле­карс­твен­ных, съ­едоб­ных и аро­мати­чес­ких рас­те­ний в ле­чеб­ных це­лях вновь при­нима­ют­ся ша­ги для пре­дуп­режде­ния ком­мерчес­ко­го ис­поль­зо­вания этих рас­те­ний.

Оказа­лось в в цен­тре вни­мания как спе­ци­алис­тов, так и ря­довых пот­ре­бите­лей.

Се­год­ня мож­но с уве­рен­ностью ска­зать, что мы жи­вем в эпо­ху аль­тер­на­тив­ной ме­дици­ны, приз­на­ющей су­щес­тво­вание слож­но­го вза­имо­дей­ствия те­ла, ра­зума и ду­ха. Зна­читель­ное мес­то в сис­те­ме нет­ра­дици­он­ной ме­дици­ны за­нима­ет тра­воле­чение.

Ле­карс­твен­ные рас­те­ния Авс­тра­лии

 На авс­тра­лий­ском кон­ти­нен­те мож­но встре­тить са­мые раз­ные сре­ды оби­тания — от дож­де­вых ле­сов и по­рос­ших мха­ми ле­сов хо­лод­ной и уме­рен­ной зо­ны до бо­лотис­тых приб­режных ве­рещат­ни­ков, за­рос­лей эв­ка­лип­тов и об­ширных пус­тынь со скуд­ной рас­ти­тель­ностью. Рас­те­ния Авс­тра­лии, ве­дущие свое про­ис­хожде­ние от фло­ры ог­ромно­го су­пер­конти­нен­та Гон­два­ны, воз­можно, са­мые бо­гатые в ми­ре по со­дер­жа­нию как эфир­ных ма­сел, так и ал­ка­ло­идов. К со­жале­нию, мно­гие све­дения о свой­ствах этих рас­те­ний, пе­реда­вав­ши­еся або­риге­нами из уст в ус­та, бы­ли ут­ра­чены до то­го, как их смог­ли за­писать. А ведь ко­рен­ным авс­тра­лий­цам бы­ли из­вес­тны ан­ти­сеп­ти­чес­кие по­вяз­ки, дей­ствие раз­же­ван­ных листь­ев раз­ных рас­те­ний, экс­тра­гиро­ван­ных на сол­нце ча­ев и рас­тертых листь­ев при вды­хании. В тра­воле­чении они при­меня­ли не ме­нее 150 ви­дов рас­те­ний, в том чис­ле и за­гус­тевший сок не­кото­рых ви­дов эв­ка­лип­тов. Этот сок, на­зыва­емый ки­но, ши­роко ис­поль­зо­вал­ся пер­вы­ми по­селен­ца­ми при ди­арее и для ле­чения ран. Листья пи­тури, или дю­бу­азии Хоп­ву­да (Duboisia hopwoodii), же­вали, как и листья ко­лы в Юж­ной Аме­рике, для приг­лу­шения чувс­тва го­лода и борь­бы с ус­та­лостью и болью, осо­бен­но во вре­мя дол­гих пу­тешес­твий.
Ле­карс­твен­ные рас­те­ния Авс­тра­лии
Ле­карс­твен­ные рас­те­ния Авс­тра­лии

К чис­лу дру­гих ши­роко ис­поль­зу­емых рас­те­ний от­но­сят­ся об­ла­да­ющие ан­ти­бак­те­ри­аль­ны­ми и ан­тигриб­ко­выми свой­ства­ми чай­ное де­рево, или ме­лале­ука оче­ред­но­лис­тная (Melaleuca alter-nifolia), и близ­кие ему ви­ды, а так­же се­вер­ное сан­да­ловое де­рево (Santalum lanceolatum).

Читайте также:
Угри - борьба с высыпаниями на коже: лечение с помощью трав

Сей­час в ку­лина­рии и пар­фю­мерии при­меня­ет­ся все боль­ше аро­мати­чес­ких рас­те­ний, та­ких, как ли­мон­ный мирт (BacJchousia citriodora) и тас­манния лан­це­толис­тная (Tasmannia lanceolata).

Поделиться ссылкой:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
[block id="7"] [block id="9"]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *